|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На последнем рисунке (справа) изображена миниатюра к псалму 68 из так называемой Хлудовской Псалтыри - одного из самых замечательных памятников византийского искусства. Хлудовская Псалтырь большинством специалистов датируется серединой IX века. Некоторые исследователи (например, Н.П.Кондаков) считают, что эта рукопись была создана в Студийском монастыре (Константинополь), однако другие отрицают это мнение. В 1847 г. эта рукопись была привезена русским ученым В.И.Григоровичем с Афона, а затем поступила в собрание известного коллекционера-старообрядца А.И.Хлудова (откуда и произошло ее современное название). После смерти А.И.Хлудова рукопись согласно завещанию была передана в Никольский единоверческий монастырь, откуда в 1917 г. перешла в Государственный Исторический музей. Миниатюры этой рукописи связаны с одним из самых сложных и трагических периодов в истории Византии - эпохой иконоборчества (iconoclasm). После расцвета византийского искусства в VI - VII веках приблизительно с 730 г. по 843 г. наступил глубокий кризис, вызванный идеологией иконоборчества. Началом периода иконоборчества обычно принято считать императорский эдикт 730 г., запрещавший поклонение иконам, а его завершением - церковный Собор 843 г., заклеймивший иконоборчество как ересь. В период иконоборчества были официально запрещены изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, запрещено поклонение иконам. По приказу императоров и патриархов-иконоборцев уничтожались иконы, мозаики и миниатюры религиозного содержания, а их место занимало светское искусство. Так, например, были уничтожены все древние иконы храма Богородицы во Влахернах (Константинополь), в котором заседал иконоборческий Собор 754 г. Тем не менее в оппозиционном иконоборцам Студийском монастыре втайне создавались изображения святых. Вероятно, здесь и была создана Хлудовская Псалтырь. Целый ряд ее миниатюр направлен против иконоборцев. Расположенная справа от текста миниатюра иллюстрирует слова царя Давида, содержащие пророчество распятия Христа: "И дали Мне в пищу желчь и в жажде Моей напоили Меня уксусом". Распятому на кресте Христу подносят на шесте губку, смоченную уксусом. Ниже текста изображен иконоборец, замазывающий смолой изображение Христа при помощи губки, насаженной на шест. |
Англоязычный
сайт с иллюстрациями
http://www.ou.edu/class/ahi4263/byzantine.html
П.П.
Муратов. Византийская живопись
http://www.yabloko.ru/Themes/History/muratov-2.html
The
Byzantine Monuments
http://www.patriarchate.org/ecumenical_patriarchate/chapter_4/html/hagia_sophia.html
Gallery:
Byzantine Images
http://www.fordham.edu/halsall/byzantium/images.html#ex5
The
Byzantine museum of "Antivouniotissa"
http://www.culture.gr/2/21/212/21208m/e212hm01.html
Guide
to the Byzantine Treasures
http://www.initaly.com/regions/byzant/byzant4.htm