РУССКИЕ ИКОНЫ
(часть 2)
 
 
 
Ангел (Архангел) Златые власы. Новгород, XII в. (Русский музей).
 
Ангел  Златые власы (Архангел Гавриил).  Новгород, XII в.

Это одно из прекраснейших произведений древнерусской живописи. Вероятно, она является частью утраченного деисусного чина. Построение рельефа лица и разделка волос с помощью золотых нитей здесь то же, что и на иконах "Спас Нерукотворный" и "Устюжское Благовещение", но "Архангел" превосходит эти вещи тонкостью исполнения и каким-то особым благородством замысла. Трудно найти во всем древнерусском искусстве более одухотворенный лик, в котором так бы своеобразно сочетались чувственная прелесть с глубокой печалью. Огромные бархатистые глаза ангела по силе эмоционального воздействия могут сравниться лишь с глазами Владимирской Богоматери. Это работа выдающегося мастера, органически усвоившего все тонкости византийского письма. [В.Н. Лазарев. Новгородская иконопись.] 

 
 
 
Никола. Новгород, XIII - XIV в. (С-Петербург, Эрмитаж)
 
Никола. Новгород,  XIII - XIV в. 

Пожалуй, самым счастливым периодом новгородской иконописи был рубеж XIV - XV столетий. В иконах этого времени краски приобретают невиданную дотоле чистоту и звучность. Палитра светлеет и проясняется, из нее исчезают последние пережитки былой сумрачности. Воскресают лучшие из традиций новгородской иконописи XIII века. Излюбленным становится пламенный киноварный цвет, определяющий радостный, мажорный характер всей палитры. Эта киноварь дается в смелом сочетании с золотом фона и с белыми, зелеными, нежно-розовыми, синими, плотными вишневыми и желтыми красками. Формы упрощаются и геометризируются, некогда объемная трактовка все более вытесняется плоскостной, в которой главный акцент ставится на силуэте. В письме ликов, одеяний, горок появляется та заученность приемов, которая в дальнейшем сложится в канонизированную иконописную схему [В.Н. Лазарев. Новгородская иконопись.]  

 
 
 
Троица Ветхозаветная (фрагмент 4-частной иконы). Новгород, XIV в. (Русский музей)
 
Троица Ветхозаветная (фрагмент 4-частной иконы). Новгород, XIV в. 

Подлинной жемчужиной новгородской иконописи рубежа XIV - XV веков является происходящая из Георгиевской церкви четырехчастная икона Русского музея. Остается неясным, почему ее автор объединил на одной доске четыре не связанные друг с другом сюжета:  Воскрешение Лазаря,  Ветхозаветную Троицу,  Сретение  и  евангелиста Иоанна, диктующего Прохору. Возможно, это было обусловлено пожеланием заказчика. Все четыре сцены превосходно вкомпонованы в прямоугольник иконной доски [В.Н. Лазарев. Новгородская иконопись.]  

 
 
 
Крещение (Богоявление).  Кирилло-Белозерский монастырь, XV в. (Кирилловский худож. музей)
 
 Крещение (Богоявление).  Кирилло-Белозерский монастырь, XV в. 

Икона происходит из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Спаситель изображен стоящим глубоко в воде. Слева изображен Иоанн Предтеча, возлагающий руку на голову Христа. Справа - ангелы, задрапированные руки и покровы в руках которых указывают на реальную деталь ритуала крещения: они выполняют роль восприемников. В виде голубя изображен сходящий Святой Дух. Иордан изображается между двух утесов, на дне реки мы видим человеческие фигурки, олицетворяющие Иордан и море (редкая иконографическая деталь с античными корнями в искусстве христианского Востока). 

 
 
 
Благовещение. Суздаль, XVI в. (Владимиро-Суздальский музей)
 
 Благовещение.  Покровский монастырь в Суздале, XVI в. 

Для выработки иконографической композиции иконы Благовещения основой послужило описание этого события в Евангелии от Луки и предание. Древнерусские иконописцы умели необычайно тонко передавать различные оттенки молитвенных состояний. На это указывают и особые внешние признаки – удлиненные пропорции фигур, замедленное движение, эффект парения в мерцающем золотом свете. Персонажи молчаливы и созерцательны, их взгляды спокойны и приобретают значение духовного взора, направленного в глубь собственной души.   В иконе "Благовещение" из Покровского монастыря в Суздале подчеркнуты орнаментальность и некоторая повествовательность сюжета. На использование апокрифической (неканонической) трактовки евангельского сюжета указывает фигура сидящей за прялкой служанки. Лебеди в нижней части композиции – это и фольклорный символ чистоты и невинности, и иллюстрация богослужебного текста "Всякое дыхание да хвалит Господа…" 

 
 
 
Борис и Глеб на конях. Москва, XIV в. (Третьяковская галерея).
 
Борис и Глеб на конях.  Москва, XIV в.

Большинство иконописных сюжетов пришло на Русь из Византии: Христос, Божья Матерь, Иоанн Креститель, Николай Угодник, Георгий Победоносец, апостолы, пророки, много святых. Со временем начали появляться, канонизироваться свои, домашние, русские святые. Первыми русскими святыми, бесспорно самыми почитаемыми, были коварно убитые по мотивам междоусобицы молодые князья Борис и Глеб, в крещении - Роман и Давид.  Борис и Глеб, сыновья Великого князя Владимира, крестителя Руси, жили в X веке. Борис был князем в Ростове, Глеб - в Муроме. Оба вероломно убиты Святополком Окаянным в 1015 г. Появление первых икон относится к XI веку, после причисления по ходатайству Ярослава Мудрого в Константинополе его погибших братьев к лику святых. Они являют собой образы страстотерпцев, святых воинов, покровителей и защитников русской земли. Их изображают всегда вместе, то едущими на лошадках, то стоящими в рост, но всегда стройными, как полагается воинам, с мечами, в горностаевых шапочках. Борис - с бородой, без бороды - Глеб. Иногда между ними изображается и князь Владимир. Данная икона происходит из Успенского собора Московского Кремля.   

 
 
 
Спас Вседержитель (Пантократор). Успенский собор в Ярославле. Начало XIII в.
 
Спас Вседержитель (Пантократор). Успенский собор в Ярославле. Начало XIII в. 

Слово "Иисус" в переводе с греческого означает "Спаситель" (Спас). "Христос" переводится как "Помазанник", то есть Царь - тот, кто помазан на царство. Иисус Христос - царь на небе и на земле, владеет и душами, и телом, и судьбой людей. Поэтому в иконописи существует ряд сюжетов, подчеркивающих Его значение владыки и судии, например, "Спас в  силах", "Спас Вседержитель". Основная иконография образа сложилась в Византии.  Иконы Спаса - обычно оплечные или поясные. Обычно иконы Спаса украшались по-царски : они писались на золотом или серебряном фоне, либо волосы прописывались ассистом - тонкими золотыми линиями, как в иконе Спаса Златые Власы. Икона Спаса Вседержителя, согласно преданию, считалась моленной иконой ярославских князей и помещалась около их гробниц - Василия (1238 - 1348) и Константина (1249 - 1357) в Успенском соборе Ярославля.   

 
 
 
Спас Мокрая Брада (Спас Омоченные Власы). Московская школа, XV в.
 
Спас "Мокрая Брада" (Спас со Омоченными Власы). Московская школа, XV в.

В строгом смысле этот иконографический тип является одним из вариантов Нерукотворного Спаса. Особо выделен из-за утвердившегося за ним специального названия - "Мокрая брада", сообщающего ему условную самостоятельность. Наименование "Мокрая брада" введено русскими иконописцами по клинообразной форме бороды Христа, действительно напоминающей мокрую. Кончик ее острый, прям или загнут на сторону, бывает чуть раздвоен.  Этой особенностью отмечены многие изображения древности. Например, мозаика на триумфальной арке церкви Сант Апполинаре ин Клаасе (Равенна) середины VI века. Почти повторяет ее мозаика Софийского собора в Киеве  - Христос из Деисуса (середина XI века). Никодим Павлович Кондаков упоминает о якобы эдесской иконе Нерукотворного Спаса с "мокрой брадой", хранившейся в церкви святого Варфоломея армянского монастыря в Генуе. По римской легенде, она была подарена в 1363 г. Иоанном V Палеологом генуэзскому капитану Леонардо Монтальдо, оказавшему особые услуги византийскому императору в спорах за престол. [И.А.Припачкин.]

 
 
 
Спас в силах (Из Деисусного чина). Ярославль. XVI в.
 
Спас в силах (из Деисусного чина).   Ярославль, XVI в. 

Один из самых мощных и красивых иконописных сюжетов - это "Спас в силах". Темой для иконы явились эсхатологические представления о Втором пришествии Иисуса Христа в качестве Судии мира. Иконография "Спаса в силах" была создана в Византии в XII - XIII столетии. На Руси получила известность не позднее XIV века. Благословляющий Христос с раскрытым Евангелием изображается полностью, как бы сидящим на престоле, в радужном сиянии Небесной славы и в окружении Небесного воинства. Престол обычно бывает только намечен полупрозрачными линиями, а иногда не намечен совсем. Фигура сидящего Христа в ярких красных или охряных с золотой разделкой одеждах вписана в алый ромб. Ромб вписан в синий овал, создающий впечатление глубины и космической бездонности, в которой парят вокруг фигуры Христа полунамеченные, полупрозрачные шестикрылые серафимы. Синий овал вписан в алый внешний квадрат, за пределами которого начинается фон иконы. По углам внешнего квадрата изображены символы четырех евангелистов: крылатый человек (символ Матфея), орел (символ Иоанна), лев (символ Марка), телец (символ Луки). От Спаса идут во все стороны белые и золотые лучи. В одной руке на левом колене Спас держит раскрытое Евангелие, другая рука - в благословляющем жесте.  

 
 
 
 Виртуальные коллекции икон и литература про иконы:

Виртуальный каталог икон
http://www.wco.ru/icons/

  • Иконы Древней Руси 11-16 веков
  • Избранные иконы Пресвятой Богородицы
  • Новгородская иконопись
  • Иконопись Древнего Пскова XIII-XVI века
  • Живопись Древней Твери
  • Избранные Древнерусские иконы из собрания Павла Корина
  • Е.Н.Трубецкой. УМОЗРЕНИЕ В КРАСКАХ. И другая литература по иконографии.
    http://www.wco.ru/biblio/
    Иконы Андрея Рублева
    http://voskres.orthodoxy.ru/rublev/
     
  • Чин Деисусный и Чин Праздничный (Иконостас Успенского Собора во Владимире)
  • Чин Деисусный (Звенигород)
  • Троица (Храмовый образ из иконостаса Троицко-Сергиевского монастыря)
  • Евхаристия (Сень надвратная из иконостаса Благовещенской церкви села Благовещения близ Сергиева Посада)
  •  
    Коллекция икон Дениса Панина и ссылки на другие аналогичные сайты
    http://www.icons.spb.ru/

    Каталог икон на англоязычном сайте 
    http://www.rollins.edu/Foreign_Lang/Russian/frame1.html

    Академик Б.В. Раушенбах. ПРИСТРАСТИЕ 
    http://www.pravbeseda.org/library/books/raush.html

    Коллекция икон на сайте Nesusvet
    http://www.nesusvet.narod.ru/ico/icons/cont.htm

    В.А. Солоухин. Книги про иконы.
    http://voskres.ru/gosudarstvo/heald/solouhin.htm
     

  • Письма из Русского музея
  • Чёрные доски
  •  
    Фрески и росписи церквей, иконы, миниатюры 
    http://russianculture.ru/formp.asp?id=151 
    • Фрески церкви Николы Надеина в Ярославле
    • Фрески церкви Рождества Христова в Ярославле
    • Росписи церкви Николы Мокрого в Ярославле
    • Росписи церкви Иоанна Златоуста в Коровниках
    • Церковь Ильи Пророка в Ярославле
     
    Коллекция икон северного и сибирского письма в Иркутском музее
    http://www.museum.baikal.ru/ikonru.htm
    Ферапонтов Монастырь
    http://www.vologda.ru/~avo/Rus/fer.html

    Ферапонтов Монастырь. Фрески Дионисия
    http://kirillov.pskovcity.ru/ferapontovo.htm

    Иконы, иконография, философия религиозной живописи. 
    http://nesusvet.narod.ru/ico/books/index.htm
     
  • П. Флоренский.  Обратная перспектива.
  • П. Флоренский.  Иконостас.
  • Е. Трубецкой. Умозрение в красках (этюды по русской иконописи).
  • Е. Трубецкой.  Два мира в древнерусской иконописи. (Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи).
  • Б. Раушенбах. Пристрастие (избранные статьи).
  • Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу и три "слова" о почитании святых икон.  (XVI в.)
  • Максим Грек. О святых иконах.  (XVI в.)
  • Симон Ушаков. Слово к люботщательному иконного писания. (XVII в.)
  • С. Булгаков. Икона, ее содержание и границы.
  • В. Арсеньев. О церковном иконописании.
  • Ф. Буслаев. Общее понятие о русской иконописи.
  • Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы.
  • Б. Успенский. "Правое" и "левое" в иконописном изображении.
  • И. Языкова. Богословие иконы.
  • В. Криворотов. Труд иконописца.
  • В. Лазарев. Новгородская иконопись.
  • А. Овчинников, Н. Кишилов.  Иконопись древнего Пскова.
  • Н. Барская. Современные представления о художнике и личности древнерусского иконописца.
  • Л. Смирнова. Методы современной реставрации.
  • и многое другое
  •  
    Библиотека русской религиозно-философской литературы
    http://vehi.by.ru/

    Церковное искусство (иконопись, музыка и др.)
    http://catalog.list.ru/catalog/10563.html

    П.П. Муратов. Открытия древнего русского искусства  (1923 г.)
    http://www.yabloko.ru/Themes/History/muratov-1.html

    П.П. Муратов. Византийская живопись (1928 г.)
    http://www.yabloko.ru/Themes/History/muratov-2.html

    П.П. Муратов. Вокруг иконы (1933 г.)
    http://www.mj.rusk.ru/99/2/mj2_7.htm

    Православные ресурсы в интернет
    http://catalog.list.ru/catalog/10403.2.html

    Серафимо-Дивеевский монастырь и Саровская пустынь
    http://serafimov.narod.ru/www/www.html

     
     
    РУССКИЕ ИКОНЫ (ЧАСТЬ 1)
    НА  ГЛАВНУЮ  СТРАНИЦУ